О семейном образовании я обычно пишу воодушевленно, стараясь показать все возможности и плюсы такого формата обучения ребенка, и я много рассказываю о том, как это происходит в нашей семье. Но ко мне часто обращаются за советами родители, которые сами не могут справиться с трудностями, возникающими у них при переходе на семейное обучение. И я обычно обращаю внимание на главное — если СО идёт не так, как думали родители, то прежде чем паниковать нужно понять главные причины этого. А они могут быть самые разные, и о некоторых я расскажу в этой статье. Уверена, это будет полезно не менее, чем описанные мною ранее преимущества семейного образования.

 

Трудности, которые возникают у мамы после перехода на семейное образование

Для того, чтобы статья была вам максимально полезна, останавливайтесь после прочтения каждого пункта и отмечайте для себя — встречается эта проблема у вас или нет. Подумайте, что именно из этого списка вы могли бы изменить или проработать, где справитесь сами, а в каком случае понадобится помощь специалиста.

Итак, реальные сложности на СО возникают:

Трудности, которые возникают после перехода на семейное образование1. Когда родители переводят ребёнка на семейное обучение с единственным настроем — подальше от этой школы / учителя, а там как-нибудь разберёмся.

«А там» со временем оказывается, что сразу ничего не получается, времени и знаний не хватает, желание этим заниматься у родителей постепенно угасает. И как результат — ребёнок не хочет учиться, в семье напряжённые отношения, всё запутано и сложно и непонятно что делать дальше.

 

2. Когда мама вроде много почитала о СО, узнала об учебных программах, книгах, аттестациях, но не подумала о том, как будет организован процесс с учётом особенностей её семьи.

Например, помимо школьника, в семье ещё грудной малыш а может подросток. Или мама ещё дополнительно работает и ей нужно суметь совместить время для каждого ребёнка и своих дел, и не всегда всё можно чётко распланировать и предугадать. В результате повышенной нагрузки может наступить выгорание, что отрицательно скажется в том числе и на обучении ребёнка.

 

Знание основ детской психологии для семейного образования3. Когда родители плохо понимают своего ребёнка и не знают основ детской психологии.

Например особенности его возраста, тип восприятия информации, интересы ребёнка и движущие мотивы. Вроде бы процесс организован, для учёбы куплены самые лучшие пособия и книги, но ребёнок не воспринимает информацию так, как её подают. Например, решая задачи вы исписали полтетрадки, но проходит день и ребёнок снова не понимает, что в задаче нужно находить сначала, а что потом. А причиной может быть то, что тот способ, которым мама объясняет, просто не воспринимается ребёнком. Ведь если одному достаточно написать пару примеров для объяснения, то другому нужно будет показать это наглядно, хотя бы на примере яблок или игрушек. Здесь родителю нужно помнить, что цель — не просто объяснить тему и поставить напротив неё галочку, а действительно донести её смысл до ребёнка.

 

4. Когда мама хочет объять необъятное.

Ох уж этот всем надоевший перфекционизм! В этом случае, помимо школьной программы мама загружает ребёнка (а заодно и себя) массой дополнительных или новомодных занятий, а потом ещё добавляет разные фишки, найденные на просторах сети. Это ведь так классно! Но когда всё в кучу и бессистемно, результат будет противоположный ожидаемому. Не стоит перемешивать все (пусть даже и полезные с вашей точки зрения) методы и способы обучения и развития вместе. Создавайте сначала основу, выбирайте приоритеты. А когда вы увидите, что процесс запустился в рабочем режиме, можно и добавить «антураж».

 

Мама перевела ребёнка на семейное образование5. Когда родители не обладают навыками обучения или объяснения другому человеку.

И здесь я не имею ввиду, что маме надо быть учителем, заканчивать курсы или загружать себя учебниками по педагогике. Здесь важно уметь передавать информацию не так, как только ты понимаешь, а так, чтобы понял и другой. Правильное формирование предложений, тембр голоса, задавание наводящих вопросов, подстройка объяснений/правил с учётом возраста слушателя. Потому что если этого не учитывать и просто перечитывать вслух учебник, то ребёнок не поймёт смысл или просто зазубрит тему без понимания сути. А когда при самостоятельной работе ребёнка это всплывает наружу, мама нервничает, повторяя все то же самое в сотый раз. И если это происходит постоянно — снова выгорание и антимотивация.

 

6. Когда мама, решившая перевести ребёнка на семейное образование, делает только то, что сама считает правильным, без учёта мнения других членов семьи и самого ребёнка.

Она может брать на себя все бразды правления а заодно и выполнения всех задач. Не считает нужным советоваться с мужем, потому что «я лучше знаю». А также не прислушивается к пожеланиям ребёнка. Семейное образование поэтому и носит такое название, что участвует в этом вся семья. Чтобы семья работала в этом направлении (которое вполне можно назвать проектом) дружно и слаженно, обязательно нужно, чтобы у каждого была своя роль и ответственность за определенный объём работ. И это надо обсудить всем заранее, чтобы в процессе обучения не возникало недопонимания и неприятных сюрпризов. 

Это лишь некоторые причины, которые могут привести к сложностям в обучении в семейном формате.

В следующих статьях я поговорю и о других, но мне кажется уже здесь есть над чем подумать. Если вы столкнулись с чем-нибудь из того, о чем я написала, то постарайтесь исправить ситуацию, пока не поздно.

Как проще всего избежать трудностей

Я, как психолог, могу помочь вам правильно подойти к решению возможных проблем, связанных с переходом на семейное образование, разобрать все нюансы именно вашей ситуации. После этого я смогу предложить вам конкретные решения и вы сможете правильно организовать семейное обучение и процесс занятий дома, лучше понять и правильно мотивировать своего ребенка к урокам. Приходите ко мне на консультацию и вы сможете гораздо легче и увереннее двигаться вперёд.